(Речь о завершающих текст пассажах, где утверждается "вечность" проблемы социальных лифтов в обществе).
Богословы веками ломают голову над "метафизической" природой зла — просто потому, что пытаются два разных явления рассмотреть как одно. Неудивительно, что проблема начинает выглядеть мистической.
Здесь то же самое: под стремлением подняться по социальному лифту понимается явление, происходящее из нескольких различных мотиваций.
За желанием "подняться" стоит аж четыре различных мотивации:
- Решить материальные проблемы, либо избежать необходимости даниматься тяжелым и/или неинтересным трудом (по сути, речь идет о прекращении страданий, вызванных неудовлетворенными потребностями).
- Получить общественное признание, стать уважаемым и ценимым среди себе подобных.
- Получить возможность самореализации — заниматься, чем хочется, создавать или изменить то, что хочется создать или изменить.
- Возвыситься над другими, получив над ними власть или, как минимум, ощущение превосходства.
В нормальном обществе (благополучном и технологически развитом обществе бессмертных покорителей космоса и дизайнеров жизни и миров) — первые три проблемы, это не проблемы. Первой и третьей просто не существует. Вторая не упирается в то, что места наверху заняты.
И только четвертая проблема остается. Однако, если для вас лично это проблема, то с точки зрения нормального общества вы — подонок и ваше место — в аду (особом изолированном мире для садистов, где извращенцы-властолюбцы устраивают друг другу иерархию, плач и скрежет зубов).