Не удивлюсь, если так и было. Ибо в этом есть свой смысл.
Популярно мнение, что "труд создал из обезьяны человека". Причем если в буквальном смысле это дарвинизм, то в широком смысле это просто убеждение о связи труда и развития человека, и его разделяют не только эволюционисты, конечно же.
Когда верующие читают в Бытии "в поте лица своего будешь есть свой хлеб", то они видят в этом способ лечения тяжелым трудом духовной слабости человечества, способ врачевания греха через труд.
То же касается и страданий. Они считаются спасительными, очищающими, возвышающими. И ведь несложно привести примеры ситуаций, когда это могло быть так или было так в реальности.
Отсюда взгляд верующего на человеческую историю, подобен взгляду пациента на медицинскую процедуру или взгляду спортсмена на тренировку. Тяжело, больно, потеешь — но зато крепчаешь!
В действительности, насколько я понимаю, все обстоит с точностью до наоборот. Так, вышеупомянутая фраза из книги Бытия — это не рецепт врача, выписанный заболевшему пациенту, а нечто типа обрезания крыльев пойманной птице, чтобы со скотного двора не улетела.
Или представьте себе феодала, у которого есть зависимые крестьяне. Или коллективного феодала-государство, у которого есть зависимые граждане.
Если феодал хочет сохранить власть над крестьянами в долгосрочной перспективе, он обязан держать их в бедности и обязан сделать так, чтобы они тяжело трудились всю свою жизнь. Это не экономический вопрос, это политический вопрос. Это вопрос сохранения власти над людьми (владения людьми).
Даже в Библии это дано прямым текстом, в случае с Адамом мотивация откровенна: Адам поумнел, стал как иы, как бы он теперь не стал еще и бессмертным. Выгоним его и нагрузим тяжелым трудом, а то как бы эта говорящая мартышка нас не догнала.
История России и иных стран в 18-19 вв это история дворян. То есть людей, свободных от труда и обеспеченных. И культура и наука порождены ими (западная наука еще монахами, по той же причине) — или лично ими, или все это создавалось по их заказу. Крестьян же не существовало практически, потому что их роль, это роль производящих орудий и не более того. Можно сказать иначе, связав эту тему с темой предыдущих постов: крестьяне не жили. Жило лишь дворянство.
Или, например, если мы посмотрим на современную ситуацию, мы увидим, что политика (и государственная, и региональная) делается бизнесменами или бандитами. И это не потому, что у них есть деньги. Это потому, что только у них есть время, время заниматься вопросами, выходящими за пределы банального жизнеобеспечения. Поэтому наверху общество существует и люди живут, а внизу общества нет, а есть нечто типа живых станков.
Труд такого рода запросто может превратить человека в обезьяну, а вот свобода неминуемо приводит к развитию.
То же касается нищеты, голода и прочих страданий. В некоторых частных ситуациях такие вещи могут оказаться ограниченно полезны для конкретного человека. Например, можно предположить пользу для евангельского богача оказаться на время в шкуре Лазаря, и тп. Но если говорить о социуме в целом, а тем более в исторической перспективе, то страдания ожесточают и оскотинивают. Достаточно сравнить современного европейца с европейцем столетней давности, а того с европейцем двухсотлетней. Или вспомнить, что каких-то сто лет назад детей в школе учителя пороли розгами. Что с тех пор изменилось? Люди биологически остались такими же, сто лет не срок. Люди не поумнели, это хорошо видно по текстам людей того времени. Изменилось лишь одно — люди стали жить лучше. Меньше работать (5/8, а не 7/12), лучше питаться и одеваться, власть почти перестала применять прямое физическое насилие — и вуаля, человек стал гуманнее.
В этой связи голод в Ленинграде — это геноцид и культуроцид. Культура людей в Питере была слишком высока, так уж сложилось исторически, и этот особый очаг культуры изничтожали физически и подавляли психологически. Сейчас с той же целью европейцев разбавляют мигрантами, из максимально диких и патриархальных стран, этакими пастухами-авраамами.
Этот момент важнее экономики. Отсюда парадокс, когда постоянный рост производительности труда оборачивается снижением жизненного уровня. Экономика с БИБЛЕЙСКИХ времен строится так, чтобы человек жил плохо и работал тяжело и много, а дополнительно к этому он должен страдать и должен быть унижен. Иначе он начнет превращаться в бога.